Учимся правильно трогаться с места
Зачастую, начинающим водителям очень сложно понять, как же правильно трогаться с места. В настоящей статье мы рассмотрим основные моменты, обратив внимание на которые, вы сможете без труда освоить весь алгоритм данного действия.
Трогание с места на автомобиле - это, пожалуй, самый важный момент в обучении вождению, так как это есть начало движения. Действительно, как можно изучать остальные аспекты, как то остановка, маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд и т.д., если мы стоим на месте и не можем тронуться?
Процесс трогания с места необходимо довести до автоматизма, чтобы голова даже не задумывалась о манипуляциях ногами и руками. Наверное, каждый из нас встречался с ситуацией, когда начинающий водитель (да и не только он) не мог уехать с перекрестка, так как постоянно "глох". А это стрессовая ситуация, ведь сзади ему уже "сигналят", тем самым заставляя "заглохшего" водителя торопиться и снова "глохнуть". Да, с появлением автоматических коробок переключения передач данная проблема отходит в прошлое, НО (!) трогаться с места надо уметь на всем, что ездит, так как ситуации в жизни бывают разные, и, возможно, вам придется пересесть с "автомата" на "механику", и вот тогда, вы, может быть, вспомните данную статью и автошколу Водитель добрым словом.
Чтобы понять алгоритм правильного трогания необходимо понять суть происходящего с автомобилем. Мы не будем глубоко углубляться в устройство автомобиля, потому распишем основные узлы машины, которые будут задействованы в момент трогания с места.
Итак,
Рассмотрев основные технологические узлы, задействованные в начале движения автомобиля, легко слать вывод, что только для классической механической коробки переключения передач (МКПП) нам необходимо будет понять алгоритм.
Итак, на автомобиле с МКПП всегда (!) три педали: слева направо - сцепление, тормоз, газ (акселератор). Что для чего нужно:
Вооружившись полученными знаниями, приступаем к выработке алгоритма действий (из алгоритма опустим такие действия, как сесть в автомобиль, завести двигатель и т.д.):
Исходное состояние автомобиля: двигатель запущен, стояночный тормоз (он же "ручник") поднят, рычаг КПП находится в положении нейтраль.
1. Левую ногу ставим на педаль сцепления и выжимаем ее "в пол" (если "в пол" выжать не удается, придвигаем водительское сидение ближе к рулю, возможно вы неправильно отрегулировали сидение под себя).
2. Переключаем КПП автомобиля на 1-ю передачу (рычаг КПП переводим в соответствующее 1-й передаче положение).
3. Правую руку кладем на "ручник" и готовимся к тому, что скоро его необходимо будет отпустить.
4. Смотрим на показания тахометра (прибор, похожий на спидометр, но показывающий не скорость, а количество оборотов двигателя). На холостом ходу стрелка должна находится в одном месте (но не на нуле (!) - в этом случае либо вы забыли запустить двигатель, либо тахометр не работает).
5. Плавно и медленно (без рывков и ускорений) начинаем отпускать педаль сцепления до момента, когда обороты двигателя чуть (!) упадут. Запомните этот момент - это момент "схватывания" сцепления, т.е. положение, в котором на КПП начинает передаваться крутящий момент с двигателя.
6. Правой ногой еще плавнее и медленней, нежели педаль сцепления, нажимаем педаль газа, одновременно продолжая отпускать педаль сцепления, опускаем "ручник". Добавлять обороты двигателя (нажимать на педаль газа) следует очень плавно.
В случае правильного выполнения указанных действий автомобиль начнет плавное движение вперед. Стоит отметить, что на большинстве автомобилей оборотов холостого хода достаточно для трогания с места без нажатия педали газа, однако данный способ трогания требует от водителя предельной плавности в процессе отпускания педали сцепления и внимательности к реакции двигателя (вы должны почувствовать момент схватывания).
В случае неправильных действий, могут быть следующие ситуации:
Этот алгоритм действий позволит вам без труда научиться правильному троганию с места на автомобиле с механической коробкой переключения передач.
Но что же делать, если вы впервые сели за автомобиль с АКПП и не представляете, как начать движение?
Для автомобилей с АКПП алгоритм куда проще:
На АКПП существуют 4 основных положения рычага селектора:
1. P - Parking (парковка). При нахождении рычага селектора в данном положении автомобиль никуда не поедет, даже при запущенном двигателе и полностью выжатой педалью газа.
2. R - Revers (задний ход). В таком положении рычага селектора автомобиль может двигаться только назад (задним ходом).
3. N - Neitral (нейтраль). Данное положение рычага селектора позволяет катить (буксировать) автомобиль. Не стоит включать нейтраль во время движения или на светофорах: из-за падения давления масла в гидротрансформаторе, ресурс последнего может уменьшиться.
4. D - Drive (движение вперед). При данном положении рычага селектора автомобиль готов к движению вперед.
Итак, для начала движения на автомобиле с АКПП необходимо перевести рычаг селектора в положение "D" ("Drive") и правой ногой плавно (!) нажать на педаль газа. По началу, особенно если вы пересели на автомобиль с АКПП с автомобиля с МКПП, левую ногу рекомендуется согнуть в колене и убрать ее ближе к водительскому сидению, тем самым обезопасив себя от возможного "выжима педали сцепления", которой нет на автомобилях с АКПП, а также от возможного желания нажимать педаль тормоза левой ногой.
В конце хочется отметить, что освоение такого сложного элемента, как правильное трогание с места, лучше всего производить под руководством опытного автоинструктора. Автошкола Водитель всегда рада помочь вам покорить очередную вершину, а именно научить грамотно и правильно управлять автомобилем. Среди автошкол Санкт-Петербурга, мы пользуемся заслуженным уважением благодаря своей репутации: согласно официальной статистике ГИБДД, выпускники нашей автошколы крайне редко становятся виновниками ДТП.
Трогание с места на автомобиле - это, пожалуй, самый важный момент в обучении вождению, так как это есть начало движения. Действительно, как можно изучать остальные аспекты, как то остановка, маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд и т.д., если мы стоим на месте и не можем тронуться?
Процесс трогания с места необходимо довести до автоматизма, чтобы голова даже не задумывалась о манипуляциях ногами и руками. Наверное, каждый из нас встречался с ситуацией, когда начинающий водитель (да и не только он) не мог уехать с перекрестка, так как постоянно "глох". А это стрессовая ситуация, ведь сзади ему уже "сигналят", тем самым заставляя "заглохшего" водителя торопиться и снова "глохнуть". Да, с появлением автоматических коробок переключения передач данная проблема отходит в прошлое, НО (!) трогаться с места надо уметь на всем, что ездит, так как ситуации в жизни бывают разные, и, возможно, вам придется пересесть с "автомата" на "механику", и вот тогда, вы, может быть, вспомните данную статью и автошколу Водитель добрым словом.
Чтобы понять алгоритм правильного трогания необходимо понять суть происходящего с автомобилем. Мы не будем глубоко углубляться в устройство автомобиля, потому распишем основные узлы машины, которые будут задействованы в момент трогания с места.
Итак,
- 1. Двигатель. Если очень просто, то двигатель - сердце автомобиля, и нужен он для созидания крутящего момента. С заглушенным двигателем вы точно никуда не тронетесь, поэтому, запоминаем - двигатель должен быть заведен.
- 2. Коробка переключения передач. Она может быть одной из 4-х видов: классическая механика, классический автомат, вариатор и роботизированная коробка переключения передач. Коротко рассмотрим каждую из них.
- Классическая механика - это дисковое сцепление и набор шестерёнок, расположение которых (и соответственно крутящий момент) изменяется рычагом КПП. Выбор передачи осуществляется только водителем. Каждая передача — это два зубчатых колеса, большое и поменьше. Если маленькое вращается двигателем, а большое передает вращение колесам, то мы увеличиваем момент (усилие), но уменьшаем скорость. Чем больше первое колесо и меньше второе, тем меньше момент и больше скорость. Если больше колесо со стороны двигателя и меньше то, которое со стороны колес, мы увеличиваем скорость, теряя в силе. Переключая рычагом КПП передачи, мы как раз и выбираем, через какую пару зубчатых колес вращение будет передаваться от двигателя к колесам. Первая передача — самый большой момент на колесах и самая маленькая скорость. Высшая передача — низкий момент и высокая скорость. Есть еще одно положение - нейтраль — это когда ни через одну из пар вращение не передается.
- Классический автомат - связь между мотором автомобиля и трансмиссией осуществляется через гидравлическое масло. Всегда имеет гидротрансформатор (это устройство похоже на масляную турбину) и набор планетарных и зубчатых механических передач. Передаточное число изменяется давлением масла в гидротрансформаторе и разными соединениями шестерен. Управляется автоматикой. Система управления автоматически включает нужную передачу в зависимости от числа оборотов двигателя, степени и скорости нажатия на педаль газа.
- Вариатор - два цилиндра с изменяемым диаметром, на которые накинут ремень. Один цилиндр связан с мотором, другой — с колесами. Разгон на вариаторе происходит абсолютно плавно: мотор берет обороты и держит их, а цилиндры, меняя диаметр, заставляют колеса крутиться быстрее и быстрее. Чуть подробнее - цепь или ремень в нем переброшена между двумя шестернями (ведущей и ведомой), которые состоят из противоположно направленных конусов, которые сдвигаются и раздвигаются и тем самым меняют диаметр шестерни. Диапазон передаточного числа в вариаторах изменяется посредством синхронного изменения диаметров шестерён. Вариатор (бесступенчатая передача) позволяет выбрать любое передаточное отношение в своем рабочем диапазоне и менять его плавно, что означает наличие возможности у двигателя постоянно работать на оборотах максимальной мощности, при этом необходимое изменение скорости и момента автомобилю обеспечивает вариатор, управление котором осуществляется компьютером, анализирующим условия движения, согласовывающим действия двигателя и трансмиссии, подбирающем оптимальное передаточное отношение и обеспечивающем специальные режимы.
Роботизированная коробка переключения передач может быть двух видов: - Простая роботизированная механика - по сути это - промежуточное звено между МКП и АКП: по своему строению — это механика, а по управлению — автомат. Они представляют собой именно классическую «механику», в которой управление сцеплением и переключениями передач осуществляется электронным блоком (роботом), с помощью гидравлики, сервопривода (электромотор с редуктором) или электромагнита.
- Роботизированная механика с двумя сцеплениями - по своему строению — это механика с двумя сцеплениями, а по управлению — автомат. Педали сцепления нет, управляется электроникой. Отличается наличием двух сцеплений, одно из которых обслуживает нечётные передачи, а другое — чётные. Она как бы состоит из двух агрегатов, причем 1-я, 3-я и 5-я передачи связаны с двигателем через один модуль сцепления, а 2-я, 4-я и 6-я — через другой. Принцип работы такой КПП не прост: во время езды крутящий момент передаётся по одному сцеплению, т.е. диск сомкнут (допустим, на 1 передаче по первому сцеплению); в то же время второй диск второго сцепления разомкнут, а само сцепление настроено на вторую передачу. Когда электроника чувствует, что надо переключаться на вторую передачу, то первый диск просто размыкается, а второй синхронно смыкается. И теперь уже второе сцепление передаёт крутящий момент, а первое сцепление настраивается на 3 передачу и переходит в «ждущий» режим, чтобы в момент надобности подсоединиться. Переключения в такой АКП занимают не просто доли секунды, а миллисекунды! Водитель и пассажиры этих переключений просто не замечают, и разгон плавен, и очень быстр.
- Классическая механика - это дисковое сцепление и набор шестерёнок, расположение которых (и соответственно крутящий момент) изменяется рычагом КПП. Выбор передачи осуществляется только водителем. Каждая передача — это два зубчатых колеса, большое и поменьше. Если маленькое вращается двигателем, а большое передает вращение колесам, то мы увеличиваем момент (усилие), но уменьшаем скорость. Чем больше первое колесо и меньше второе, тем меньше момент и больше скорость. Если больше колесо со стороны двигателя и меньше то, которое со стороны колес, мы увеличиваем скорость, теряя в силе. Переключая рычагом КПП передачи, мы как раз и выбираем, через какую пару зубчатых колес вращение будет передаваться от двигателя к колесам. Первая передача — самый большой момент на колесах и самая маленькая скорость. Высшая передача — низкий момент и высокая скорость. Есть еще одно положение - нейтраль — это когда ни через одну из пар вращение не передается.
- 3. Мост (привод на колеса) - этот узел отвечает за "доставку" крутящего момента от КПП непосредственно на ведущие колеса автомобиля.
Рассмотрев основные технологические узлы, задействованные в начале движения автомобиля, легко слать вывод, что только для классической механической коробки переключения передач (МКПП) нам необходимо будет понять алгоритм.
Итак, на автомобиле с МКПП всегда (!) три педали: слева направо - сцепление, тормоз, газ (акселератор). Что для чего нужно:
- 1. Педаль сцепление - разъединяет двигатель и КПП автомобиля. При выжатой педали сцепления крутящий момент на КПП не передается, соответственно и от КПП на колеса автомобиля ничего не передается.
- 2. Педаль тормоза необходима для передачи "желания" водителя через тормозную систему автомобиля снизить скорость (вплоть до остановки). Чем сильнее водитель жмет на педаль тормоза - тем сильнее тормозные колодки прижимаются к тормозному диску (тормозному барабану) автомобиля.
- 3. Педаль газа (акселератора) - необходима для ускорения скорости движения автомобиля путем увеличения количества топливной смеси, подаваемой в двигатель автомобиля.
Вооружившись полученными знаниями, приступаем к выработке алгоритма действий (из алгоритма опустим такие действия, как сесть в автомобиль, завести двигатель и т.д.):
Исходное состояние автомобиля: двигатель запущен, стояночный тормоз (он же "ручник") поднят, рычаг КПП находится в положении нейтраль.
1. Левую ногу ставим на педаль сцепления и выжимаем ее "в пол" (если "в пол" выжать не удается, придвигаем водительское сидение ближе к рулю, возможно вы неправильно отрегулировали сидение под себя).
2. Переключаем КПП автомобиля на 1-ю передачу (рычаг КПП переводим в соответствующее 1-й передаче положение).
3. Правую руку кладем на "ручник" и готовимся к тому, что скоро его необходимо будет отпустить.
4. Смотрим на показания тахометра (прибор, похожий на спидометр, но показывающий не скорость, а количество оборотов двигателя). На холостом ходу стрелка должна находится в одном месте (но не на нуле (!) - в этом случае либо вы забыли запустить двигатель, либо тахометр не работает).
5. Плавно и медленно (без рывков и ускорений) начинаем отпускать педаль сцепления до момента, когда обороты двигателя чуть (!) упадут. Запомните этот момент - это момент "схватывания" сцепления, т.е. положение, в котором на КПП начинает передаваться крутящий момент с двигателя.
6. Правой ногой еще плавнее и медленней, нежели педаль сцепления, нажимаем педаль газа, одновременно продолжая отпускать педаль сцепления, опускаем "ручник". Добавлять обороты двигателя (нажимать на педаль газа) следует очень плавно.
В случае правильного выполнения указанных действий автомобиль начнет плавное движение вперед. Стоит отметить, что на большинстве автомобилей оборотов холостого хода достаточно для трогания с места без нажатия педали газа, однако данный способ трогания требует от водителя предельной плавности в процессе отпускания педали сцепления и внимательности к реакции двигателя (вы должны почувствовать момент схватывания).
В случае неправильных действий, могут быть следующие ситуации:
Ситуация | Причина |
Автомобиль дернулся и заглох | Слишком быстро (резко) отпущена педаль сцепления |
Двигатель автомобиля "ревет", но автомобиль не едет | Рано и сильно выжата педаль газа |
Автомобиль едет рывками | Не хватает мощности двигателя, необходимо чуть сильнее надавить на педаль газа |
Автомобиль начал трогаться, но заглох | Проверьте положение "ручника", возможно, вы забыли его опустить. В противном случае, двигателю не хватило мощности, нужно чуть больше "газа" |
Этот алгоритм действий позволит вам без труда научиться правильному троганию с места на автомобиле с механической коробкой переключения передач.
Но что же делать, если вы впервые сели за автомобиль с АКПП и не представляете, как начать движение?
Для автомобилей с АКПП алгоритм куда проще:
На АКПП существуют 4 основных положения рычага селектора:
1. P - Parking (парковка). При нахождении рычага селектора в данном положении автомобиль никуда не поедет, даже при запущенном двигателе и полностью выжатой педалью газа.
2. R - Revers (задний ход). В таком положении рычага селектора автомобиль может двигаться только назад (задним ходом).
3. N - Neitral (нейтраль). Данное положение рычага селектора позволяет катить (буксировать) автомобиль. Не стоит включать нейтраль во время движения или на светофорах: из-за падения давления масла в гидротрансформаторе, ресурс последнего может уменьшиться.
4. D - Drive (движение вперед). При данном положении рычага селектора автомобиль готов к движению вперед.
Итак, для начала движения на автомобиле с АКПП необходимо перевести рычаг селектора в положение "D" ("Drive") и правой ногой плавно (!) нажать на педаль газа. По началу, особенно если вы пересели на автомобиль с АКПП с автомобиля с МКПП, левую ногу рекомендуется согнуть в колене и убрать ее ближе к водительскому сидению, тем самым обезопасив себя от возможного "выжима педали сцепления", которой нет на автомобилях с АКПП, а также от возможного желания нажимать педаль тормоза левой ногой.
В конце хочется отметить, что освоение такого сложного элемента, как правильное трогание с места, лучше всего производить под руководством опытного автоинструктора. Автошкола Водитель всегда рада помочь вам покорить очередную вершину, а именно научить грамотно и правильно управлять автомобилем. Среди автошкол Санкт-Петербурга, мы пользуемся заслуженным уважением благодаря своей репутации: согласно официальной статистике ГИБДД, выпускники нашей автошколы крайне редко становятся виновниками ДТП.