Главная Добавить в закладки Сделать стартовой Перейти на мобильную версию

Если вы хотите уверенно чувствовать себя на дороге, грамотно управлять своим автомобилем, двери нашей автошколы СПб всегда открыты.*

*Если же вы хотите приобрести водительские права не пройдя курсы подготовки - мы вам не поможем.

Учимся правильно трогаться с места

Опубликовано : 30-03-2013, 15:57 | Категория: Статьи

Зачастую, начинающим водителям очень сложно понять, как же правильно трогаться с места. В настоящей статье мы рассмотрим основные моменты, обратив внимание на которые, вы сможете без труда освоить весь алгоритм данного действия.

Трогание с места на автомобиле - это, пожалуй, самый важный момент в обучении вождению, так как это есть начало движения. Действительно, как можно изучать остальные аспекты, как то остановка, маневрирование, обгон, опережение, встречный разъезд и т.д., если мы стоим на месте и не можем тронуться?

Процесс трогания с места необходимо довести до автоматизма, чтобы голова даже не задумывалась о манипуляциях ногами и руками. Наверное, каждый из нас встречался с ситуацией, когда начинающий водитель (да и не только он) не мог уехать с перекрестка, так как постоянно "глох". А это стрессовая ситуация, ведь сзади ему уже "сигналят", тем самым заставляя "заглохшего" водителя торопиться и снова "глохнуть". Да, с появлением автоматических коробок переключения передач данная проблема отходит в прошлое, НО (!) трогаться с места надо уметь на всем, что ездит, так как ситуации в жизни бывают разные, и, возможно, вам придется пересесть с "автомата" на "механику", и вот тогда, вы, может быть, вспомните данную статью и автошколу Водитель добрым словом.

Чтобы понять алгоритм правильного трогания необходимо понять суть происходящего с автомобилем. Мы не будем глубоко углубляться в устройство автомобиля, потому распишем основные узлы машины, которые будут задействованы в момент трогания с места.
Итак,
  1. 1. Двигатель. Если очень просто, то двигатель - сердце автомобиля, и нужен он для созидания крутящего момента. С заглушенным двигателем вы точно никуда не тронетесь, поэтому, запоминаем - двигатель должен быть заведен.
  2. 2. Коробка переключения передач. Она может быть одной из 4-х видов: классическая механика, классический автомат, вариатор и роботизированная коробка переключения передач. Коротко рассмотрим каждую из них.

    • Классическая механика - это дисковое сцепление и набор шестерёнок, расположение которых (и соответственно крутящий момент) изменяется рычагом КПП. Выбор передачи осуществляется только водителем. Каждая передача — это два зубчатых колеса, большое и поменьше. Если маленькое вращается двигателем, а большое передает вращение колесам, то мы увеличиваем момент (усилие), но уменьшаем скорость. Чем больше первое колесо и меньше второе, тем меньше момент и больше скорость. Если больше колесо со стороны двигателя и меньше то, которое со стороны колес, мы увеличиваем скорость, теряя в силе. Переключая рычагом КПП передачи, мы как раз и выбираем, через какую пару зубчатых колес вращение будет передаваться от двигателя к колесам. Первая передача — самый большой момент на колесах и самая маленькая скорость. Высшая передача — низкий момент и высокая скорость. Есть еще одно положение - нейтраль — это когда ни через одну из пар вращение не передается.

    • Классический автомат - связь между мотором автомобиля и трансмиссией осуществляется через гидравлическое масло. Всегда имеет гидротрансформатор (это устройство похоже на масляную турбину) и набор планетарных и зубчатых механических передач. Передаточное число изменяется давлением масла в гидротрансформаторе и разными соединениями шестерен. Управляется автоматикой. Система управления автоматически включает нужную передачу в зависимости от числа оборотов двигателя, степени и скорости нажатия на педаль газа.

    • Вариатор - два цилиндра с изменяемым диаметром, на которые накинут ремень. Один цилиндр связан с мотором, другой — с колесами. Разгон на вариаторе происходит абсолютно плавно: мотор берет обороты и держит их, а цилиндры, меняя диаметр, заставляют колеса крутиться быстрее и быстрее. Чуть подробнее - цепь или ремень в нем переброшена между двумя шестернями (ведущей и ведомой), которые состоят из противоположно направленных конусов, которые сдвигаются и раздвигаются и тем самым меняют диаметр шестерни. Диапазон передаточного числа в вариаторах изменяется посредством синхронного изменения диаметров шестерён. Вариатор (бесступенчатая передача) позволяет выбрать любое передаточное отношение в своем рабочем диапазоне и менять его плавно, что означает наличие возможности у двигателя постоянно работать на оборотах максимальной мощности, при этом необходимое изменение скорости и момента автомобилю обеспечивает вариатор, управление котором осуществляется компьютером, анализирующим условия движения, согласовывающим действия двигателя и трансмиссии, подбирающем оптимальное передаточное отношение и обеспечивающем специальные режимы.

      Роботизированная коробка переключения передач может быть двух видов:

    • Простая роботизированная механика - по сути это - промежуточное звено между МКП и АКП: по своему строению — это механика, а по управлению — автомат. Они представляют собой именно классическую «механику», в которой управление сцеплением и переключениями передач осуществляется электронным блоком (роботом), с помощью гидравлики, сервопривода (электромотор с редуктором) или электромагнита.

    • Роботизированная механика с двумя сцеплениями - по своему строению — это механика с двумя сцеплениями, а по управлению — автомат. Педали сцепления нет, управляется электроникой. Отличается наличием двух сцеплений, одно из которых обслуживает нечётные передачи, а другое — чётные. Она как бы состоит из двух агрегатов, причем 1-я, 3-я и 5-я передачи связаны с двигателем через один модуль сцепления, а 2-я, 4-я и 6-я — через другой. Принцип работы такой КПП не прост: во время езды крутящий момент передаётся по одному сцеплению, т.е. диск сомкнут (допустим, на 1 передаче по первому сцеплению); в то же время второй диск второго сцепления разомкнут, а само сцепление настроено на вторую передачу. Когда электроника чувствует, что надо переключаться на вторую передачу, то первый диск просто размыкается, а второй синхронно смыкается. И теперь уже второе сцепление передаёт крутящий момент, а первое сцепление настраивается на 3 передачу и переходит в «ждущий» режим, чтобы в момент надобности подсоединиться. Переключения в такой АКП занимают не просто доли секунды, а миллисекунды! Водитель и пассажиры этих переключений просто не замечают, и разгон плавен, и очень быстр.


  3. 3. Мост (привод на колеса) - этот узел отвечает за "доставку" крутящего момента от КПП непосредственно на ведущие колеса автомобиля.


Рассмотрев основные технологические узлы, задействованные в начале движения автомобиля, легко слать вывод, что только для классической механической коробки переключения передач (МКПП) нам необходимо будет понять алгоритм.

Итак, на автомобиле с МКПП всегда (!) три педали: слева направо - сцепление, тормоз, газ (акселератор). Что для чего нужно:
  • 1. Педаль сцепление - разъединяет двигатель и КПП автомобиля. При выжатой педали сцепления крутящий момент на КПП не передается, соответственно и от КПП на колеса автомобиля ничего не передается.
  • 2. Педаль тормоза необходима для передачи "желания" водителя через тормозную систему автомобиля снизить скорость (вплоть до остановки). Чем сильнее водитель жмет на педаль тормоза - тем сильнее тормозные колодки прижимаются к тормозному диску (тормозному барабану) автомобиля.
  • 3. Педаль газа (акселератора) - необходима для ускорения скорости движения автомобиля путем увеличения количества топливной смеси, подаваемой в двигатель автомобиля.


Вооружившись полученными знаниями, приступаем к выработке алгоритма действий (из алгоритма опустим такие действия, как сесть в автомобиль, завести двигатель и т.д.):

Исходное состояние автомобиля: двигатель запущен, стояночный тормоз (он же "ручник") поднят, рычаг КПП находится в положении нейтраль.

1. Левую ногу ставим на педаль сцепления и выжимаем ее "в пол" (если "в пол" выжать не удается, придвигаем водительское сидение ближе к рулю, возможно вы неправильно отрегулировали сидение под себя).
2. Переключаем КПП автомобиля на 1-ю передачу (рычаг КПП переводим в соответствующее 1-й передаче положение).
3. Правую руку кладем на "ручник" и готовимся к тому, что скоро его необходимо будет отпустить.
4. Смотрим на показания тахометра (прибор, похожий на спидометр, но показывающий не скорость, а количество оборотов двигателя). На холостом ходу стрелка должна находится в одном месте (но не на нуле (!) - в этом случае либо вы забыли запустить двигатель, либо тахометр не работает).
5. Плавно и медленно (без рывков и ускорений) начинаем отпускать педаль сцепления до момента, когда обороты двигателя чуть (!) упадут. Запомните этот момент - это момент "схватывания" сцепления, т.е. положение, в котором на КПП начинает передаваться крутящий момент с двигателя.
6. Правой ногой еще плавнее и медленней, нежели педаль сцепления, нажимаем педаль газа, одновременно продолжая отпускать педаль сцепления, опускаем "ручник". Добавлять обороты двигателя (нажимать на педаль газа) следует очень плавно.

В случае правильного выполнения указанных действий автомобиль начнет плавное движение вперед. Стоит отметить, что на большинстве автомобилей оборотов холостого хода достаточно для трогания с места без нажатия педали газа, однако данный способ трогания требует от водителя предельной плавности в процессе отпускания педали сцепления и внимательности к реакции двигателя (вы должны почувствовать момент схватывания).

В случае неправильных действий, могут быть следующие ситуации:

Ситуация
Причина
Автомобиль дернулся и заглох
Слишком быстро (резко) отпущена педаль сцепления
Двигатель автомобиля "ревет", но автомобиль не едет
Рано и сильно выжата педаль газа
Автомобиль едет рывками
Не хватает мощности двигателя, необходимо чуть сильнее надавить на педаль газа
Автомобиль начал трогаться, но заглох
Проверьте положение "ручника", возможно, вы забыли его опустить. В противном случае, двигателю не хватило мощности, нужно чуть больше "газа"


Этот алгоритм действий позволит вам без труда научиться правильному троганию с места на автомобиле с механической коробкой переключения передач.

Но что же делать, если вы впервые сели за автомобиль с АКПП и не представляете, как начать движение?
Для автомобилей с АКПП алгоритм куда проще:
На АКПП существуют 4 основных положения рычага селектора:
1. P - Parking (парковка). При нахождении рычага селектора в данном положении автомобиль никуда не поедет, даже при запущенном двигателе и полностью выжатой педалью газа.
2. R - Revers (задний ход). В таком положении рычага селектора автомобиль может двигаться только назад (задним ходом).
3. N - Neitral (нейтраль). Данное положение рычага селектора позволяет катить (буксировать) автомобиль. Не стоит включать нейтраль во время движения или на светофорах: из-за падения давления масла в гидротрансформаторе, ресурс последнего может уменьшиться.
4. D - Drive (движение вперед). При данном положении рычага селектора автомобиль готов к движению вперед.

Итак, для начала движения на автомобиле с АКПП необходимо перевести рычаг селектора в положение "D" ("Drive") и правой ногой плавно (!) нажать на педаль газа. По началу, особенно если вы пересели на автомобиль с АКПП с автомобиля с МКПП, левую ногу рекомендуется согнуть в колене и убрать ее ближе к водительскому сидению, тем самым обезопасив себя от возможного "выжима педали сцепления", которой нет на автомобилях с АКПП, а также от возможного желания нажимать педаль тормоза левой ногой.

В конце хочется отметить, что освоение такого сложного элемента, как правильное трогание с места, лучше всего производить под руководством опытного автоинструктора. Автошкола Водитель всегда рада помочь вам покорить очередную вершину, а именно научить грамотно и правильно управлять автомобилем. Среди автошкол Санкт-Петербурга, мы пользуемся заслуженным уважением благодаря своей репутации: согласно официальной статистике ГИБДД, выпускники нашей автошколы крайне редко становятся виновниками ДТП.
(голосов:5)